Всемирный день ребёнка отмечается ежегодно 20 ноября. Праздник направлен на улучшение благополучия детей, укрепление работы, проводимой ООН в интересах детей всего мира. Именно в этот день в 1959 году ассамблея приняла Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребёнка. Но нельзя иметь права на что - либо, быть защищённым и делать всё, что захочется, не имея каких- либо ограничений или же обязанностей. В рамках месячника "Правовых и экономических знаний" со школьниками была организована беседа "О правах и обязанностях". Мы попытались разделить эти понятия и увидеть их единство.
Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения.
Для лучшего понятия сложной темы дети разбирали предложенные ситуации. Вот некоторые:
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребёнка» запрещено насилие над детьми.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети её только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право заниматься своим любимым делом – рисованием!
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждают дети в предложенных ситуациях?
Ребята грамотно, со знанием дела объясняли, в чём дети были неправы. В итоге были сформулированы такие правила:
►Нужно знать свои права;
►Нужно уважать права других людей;
►Нельзя забывать об обязанностях.
|