Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 12:05

Семья "Непоседы"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект занятия в подготовительной группе «ХЛЕБ» (Хлопина Е.А.)

Цель: дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания

Задачи:

- познакомить детей с процессом хлебопечения;

- систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля до стола;

- обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб;

- воспитывать уважение к труду взрослых;

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

- познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

- познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба.

Оборудование: проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации; презентация, картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни, карточки с изображением различных этапов выпечки хлеба, игры (назови (на картинке) хлебобулочные изделия; назови (на картинке) транспорт и работников с/х; названия зерна; загадки; цепочка слов).

Ход занятия.

  1. . Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла на работу, мне сторож передал посылку и сказал, что рано утром приходил почтальон и просил отдать посылку детям. Интересно, что же в ней? Не написано от кого, но зато есть загадка

Есть такие слова:

"Он всему голова"

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый… (Хлеб)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о хлебе (показ иллюстраций).

Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло!

 

II. Основная часть.

Воспитатель: Сейчас в магазине можно купить хлеба сколько потребуется. Ребята, назовите, пожалуйста, хлебобулочные изделия какие вы знаете.

Дети: Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торты и др.

Воспитатель: А назовите, какой бывает хлеб?

Дети: пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.)

Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине! (показ иллюстраций). Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: «Хлеб на столе, так и стол - престол, а как хлеба ни куска, так и стол - доска». Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

Пословицы

Хлеб - всему голова!

Без хлеба - нет обеда!

Будет хлеб - будет и песня.

Без хлеба не вкусно и не сытно

Худой обед, коль хлеба нет

Голодной куме хлеб на уме

Хлеб да вода – молодецкая еда

Хочешь есть калачи – не сиди на печи

Летний день год кормит

Воспитатель: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь. Зато сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как надо относиться к хлебу?

Дети: Надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать хлеб, Он прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе.

Воспитатель: Да, хлеб требует уважения к себе.

Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему не очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью.

Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправимся в небольшое путешествие.

Послушайте загадку: «Золотист он и усат, в ста кармашках - сто ребят».

(Дети отгадывают загадку).

Воспитатель: Молодцы, отгадали - это действительно колосок. (Внести иллюстрацию и рассмотреть).

Зернышки в колоске спрятаны, будто в кармашки, их там много и на каждом кармашке растет усик, будто оберегает зернышко.

Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрите зерна пшеницы, ржи, овса (просмотр иллюстраций). Из пшеницы получают белую муку, из ржи - ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто занимается выращиванием зерна на полях?

Дети: Хлебороб, агроном, тракторист, комбайнер, шофёр (показ иллюстраций).

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Воспитатель: На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну.

Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Только что убрали комбайны хлеб, а на полях уже появились тракторы - пашут, боронят. Зачем пашут? Зачем боронят? Не весна ведь на дворе, а осень! А затем пашут, затем боронят под зиму трактористы, чтобы земля под снегом была мягкая и рыхлая, чтобы набрала она на зиму и весну как можно больше талой воды. Лежит земля под снегом, ждёт весны, тепла, ждёт зёрен. И вот пришла весна. Опять вышли в поле трактора, перепахали землю. Умные машины внесли удобрения, засеяли поля зерном. Вскоре появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит

Следом вьюга вьет и кружит.

Летчик сверху всюду – всюду

Сыпет белый порошок.

Порошок этот от вредителей.

Ребята, «поможем» зернышкам вырасти, покажем, как дождик поливает урожай?

Физкультминутка « Дождь»

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле родной

Пьёт, пьёт, пьёт

А теплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(Руки вытянуты вперёд ладонями вниз. После первой строчки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх и снова поворачивают ладони вниз).

Воспитатель: Налились колосья, стали крепкими и тяжелыми. Появились новые заботы у хлебороба: как бы не сломились колосья и не полегли к земле…

И вот пришло время жатвы. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнов вереницей тянутся грузовики, везут зерно на элеватор. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны «золотого» хлеба!

Хоть и собрано зерно

Да не хлеб еще оно.

Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

(Ответы детей)

А затем на мельницу.

Здесь такое с ним твориться,

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

Что это за порошок? (Мука)

Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.

Дальше муку везут в пекарню.

Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.

На большом хлебозаводе

Станет тестом та, мука,

Хлебу путь теперь недолгий,

Вот в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал - пришел.

Воспитатель: Действительно, длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Как много рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом и попал к нам на стол! Много людей потрудились над тем, чтобы мы ели этот вкусный хлеб. И трактористы, и комбайнеры, и агрономы, и ученые которые помогали зергам - все это хлебороб. Счастливая и благородная эта профессия. Давайте же будем им всегда благодарны. Труд хлеборобов славит весь народ: художники, композиторы, поэты. Вот какое стихотворение написал Кочетов:

Свежий хлеб

Свежий хлеб, он пахнет небом

Пахнет ранним ветерком

Зернами, что стали хлебом,

Спелым, спелым колоском.

А. еще. Еще работой.

Кто - то хлеб тот убирал,

На муку молол.

А, кто пек его и продовал.

То в газете, то в пакете,

В сумке, сетке - заменит.

Он бежит, шагает, едет,

Он к столу попасть спешит.

Без него любые блюда

Кажутся не так вкусны,

Свежий хлеб родной Земли!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся для того, чтобы у нас всегда был хлеб на столе?

Дети: Хлебороб, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мукомол, пекарь, кондитер и др (показ иллюстраций).

Воспитатель: А сейчас скажите, какие машины нужны для посадки и уборки хлеба.

Овсом не кормят,

кнутом не гонят,

а как пашет,

пять плугов тащит. (Трактор)

Кто работает на тракторе? (Тракторист)

Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит".

Что делает трактор? (Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна)

А теперь еще одна загадка:

Он идет волну сечет, из трубы зерно течет? (Комбайн)

Найдите картинку комбайна.

Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

Воспитатель: Ребята, самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. А как же пекут хлеб?

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным.

Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками, городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением.

Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах. На деревянную лопатку помещали капустный лист, затем заворачивали в него каравай и резким движением руки кидали в печь. Через несколько минут каравай готов. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах.

В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях – в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки.

Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на “расстойку” чтобы оно забродило и поднялось и уже после отправляют в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим небольшой «фильм» про то, как же пекут хлеб на хлебокомбинате.

Слайд 1.

Утрами хлебный запах льется,

Бегут буханки по лоткам,

Я знаю, как тот хлеб дается

Рабочим праведным рукам.

Его формуют на рассвете

Чтоб он в духу румяно креп.

Нет хлеба легкого на свете

Во все века был трудным хлеб…

Слайд 2. Хлеб сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней. Он является вечным продуктом и самым надежным в борьбе с голодом, болезнями и преждевременной старостью.

Слайд 3.

Вы видели щиток приоткрывая

В задумчивой и душной глубине

Прищуренные глазки каравая,

Когда он сам с собой наедине?

А в нем живут сгоревшие поленья,

Бессонная усталость мастеров.

Он как последнее стихотворенье

И добр, и откровенен, и суров.

И задыхается на белом блюде

От радости рожденья своего

И маленькие-маленькие люди

По ломтику откусят от него.

Б. Окуджава

Слайд 5. Хлебопечение.

Слайд 6. Просеивается мука...

Слайд 7. Замешивается тесто...

Слайд 8. И вот тесто готово.

Слайд 9. Формы смазываются маслом

Слайд 10. Тесто выходит из делителя...

Слайд 11. ...и его раскладывают по формам.

Слайд 12. После расстойки формы с тестом попадают в печь, откуда достают уже готовые буханки.

Слайд 13. Хлеб готов!

Вот хлеб – высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда.

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под черно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?!

Их много – всяческих преград –

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два.

Народной мудрости слова:

“Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит”.

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру "Цепочка":

Откуда хлеб пришел? (Из магазина)

В магазин откуда попал? (Из пекарни)

Что делают в пекарне?(Пекут хлеб)

Из чего пекут хлеб? (Из муки)

Из чего мука? (Из зерна)

Откуда зерно? (Из колоса)

Откуда пшеница? (Выросла в поле)

Кто вырастил пшеницу? (Агроном)

 

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы. Ну что ж мы с вами узнали о том как хлеб появляется на нашем столе, какой долгий путь он проходит, о процессе выпечки хлеба и в старину и в современном мире, узнали, что хлеб – главный продукт на столе русских людей, узнали о его пользе, познакомились с профессией пекаря, поняли какой это тяжёлый труд.

С огурцами или, с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ДД1 (17.09.2014)
Просмотров: 4265 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz