Конспект открытого занятия по окружающему миру
«Наши четвероногие друзья»
(дошкольная группа)
Цель: уточнить представления детей о домашних животных: собаке.
Задачи:
- Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить;
- Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни;
- Воспитывать интерес к этим животным, бережно и уважительно относиться к домашним животным, умение правильно обращаться с ними, развивать чувство ответственности за каждое живое существо; воспитывать осторожность.
- Развивать образное, ассоциативное мышление, мелкую моторику, познавательный интерес.
- Упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе;
- Развивать связную речь: закреплять навыки составления развёрнутого рассказа, активизировать в речи глаголы: прыгать, стоять, играть, лежать, бегать.
Словарь: собаковод, название пород собак, будка, конура, пёс, бездомные, бродячие, поводырь.
Материал: презентация, картинки с изображением разных пород собак, картинки рыси, кошки, волка, коня, оленя, лося, силуэты пород собак, коровы, кошки, лошади, свиньи, овцы, книги о собаках, коллекция календарей о собаках, игрушки – собаки.
Предварительная работа:
- наблюдение за собаками во время прогулки;
- разучить с детьми загадки, пословицы, скороговорки о собаках;
- чтение рассказов о собаках;
- оформит выставку детских рисунков и поделок на тему «Собака – это друг человека», «Пограничник»;
- просмотр видеофильмов о собаках;
- рассматривание журнала «Dog»;
- рассказывание по картине «Собака со щенятами».
Ход занятия:
- . Вводная часть.
(На столе стоят игрушки – собака, корова, лошадь, овца, коза, свинья).
Воспитатель: Ребята, кто это? (Домашние животные). Почему их относят к домашним животным?
Игра «Подскажи словечко»
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин
Отрубей я ей сварю
Скажет мне она (хрю – хрю)
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву (му –му)
Кот усатый, как разбойник
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает (мур – мур)
У меня ученый пес
Круглой пуговкою нос
Если в чем-то я не прав,
Громко лает он (гав – гав).
Дети находят отгадки среди игрушек.
II. Основная часть.
Воспитатель: Дети, вы любите домашних животных? Каких домашних животных вы знаете, которые живут в городе? (Кошка, собака). Слайд 2.
Воспитатель: Предлагаю вам посетить необычную выставку. А что за выставка, вы узнаете, если отгадаете загадку
Загадки
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи (Собака).
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком (Собака).
Воспитатель: Конечно, мы сегодня будем говорить о собаках и побываем на выставке наших четвероногих друзей-собак. Слайд 3.
Воспитатель: - Назови части тела собаки, и чем они покрыты? (Четыре ноги, два уха, туловище, голова, морда, хвост, шерсть).
- Что умеют делать собаки? (Бегать, прыгать, лежать, стоять, лаять, играть и т.д.). Слайд 4-11.
- Как называют человека, который разводит собак? (Собаковод). Слайд 12.
- Как называется помещение, где живут собаки? (Будка, конура). Слайд 13.
- Чем питается? (Грызёт косточку, лакает воду). Слайд 14,15.
- Назови детёнышей. (Щенки). Слайд 16.
- Как называют папу и маму у щенка? (Собака, пёс).
Пальчиковая игра «Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть хвостик.
(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный-вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).
Игровое упражнение «Кто на кого похож?»
Воспитатель: На кого из лесных зверей похожа собака? (На волка, кот на рысь, конь на оленя или лося).
Игра «Хорошо-плохо»
- Что хорошего получаем мы от собак? (Охраняет нас и наше имущество, греет, когда лежит рядом, играет с нами, приятная на ощупь).
- А чем огорчает нас? (Кусается, грязная бывает, бродячей, больной бывает).
- Вы знаете, откуда берутся бездомные, бродячие животные: кошки, собаки?
- Если вам встретиться бродячая собака, что вы будете делать? (Не будем близко подходить, подкормить можно, но только не подходить близко и не трогать, а положить корм и отойти, чтобы животное не боялось и спокойно съело угощение).
Игра в кругу «Лохматый пёс»
Пса изображает один из детей, остальные ходят вокруг него и приговаривают:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы он уткнул вой нос.
Тихо-смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет…
Пёс просыпается, ловит разбегающихся детей.
Воспитатель: Какие породы собак вы знаете? (Овчарка, сторожевая, такса, болонка и т.д.). Слайд 17-24.
Гимнастика для глаз «Кого не стало?»
(Воспитатель убирает силуэт одной породы собаки, дети закрывают глаза, затем открывают и определяют, кого не тало).
Воспитатель: А сейчас поговорим о собаках, которые помогают людям. Расскажите, какие породы собак помогают людям? (Овчарка служит на границе, сторожевая охраняет стадо, лайка перевозит грузы и людей на Севере).
«Самый лучший пастух» Слайд 25, 26.
Красавица колли тоже овчарка, только шотландская. Это крупное, красивое животное, очень выносливое. Но характер у нее гораздо мягче, на вид она доброжелательней. А вы знаете, почему ее назвали колли?
Потому что ей пришлось пасти в Шотландии овец породы колли. Среди других пастушьих собак колли выделяется умом и сообразительностью. Кажется, что эта собака знает математику и постоянно пересчитывает овец. Ни одной не даст отбиться от стада.
«Самый отважный пловец» Слайд 27.
Этой огромной доброй собаке многие обязаны жизнью, а зовут ее ньюфаундленд. Собак этой породы еще называют водолазами. Как вы думаете, почему ее называют водолазом?
«Собака – спасатель» Слайд 28, 29, 30.
Сейчас ты узнаешь еще об одной породе собак – спасателей, таких же крупных, сильных, добрых, как водолаз. Это сенбернар – они очень выносливы, часами могут искать людей, занесенных в горах. Учуют их под снегом и постараются помочь выбраться.
«Болонки» Слайд 31.
Болонки – это маленькие собачки, которые приносят радость своему хозяину общением, потому что она очень добрая, веселая и красивая.
«Артист» Слайд 32.
Пудели бывают большие, маленькие. Но они все очень веселые и обожают учиться чему-нибудь новому. А ведь это здорово – подумал человек и пригласил пуделя в цирке выступать. Нечего талантам пропадать, пусть артистом выступает.
«Поводырь» Слайд 33.
Эти собаки помогают людям, у которых проблемы с глазами, плохо видят, или вообще не видят.
«Хаски» Слайд 34, 35.
Живут далеко на севере с людьми, перевозят их на санях, грузы.
Воспитатель: Ребята, а скажите какой вчера был праздник? День защитника отечества. Так же как и люди защитники, есть и собаки-защитники, которые помогают солдатам. Какие это собаки? Это овчарки. Слайд 36.
«Надежный сторож и защитник»
Немецкая овчарка - это крупная, красивая и сильная собака, предана хозяину.
Воспитатель: Как же собаки помогают солдатам? Есть собаки:
- полицейские (выслеживают опасных преступников) Слайд 37.
- пограничники (помогает охранять границу) Слайд 38.
- спасатели (спасают людей из огня, воды, от преступников)
- саперы (находят взрывчатые вещества) Слайд 39, 40.
Воспитатель: Чтобы собака могла служить в армии или в полиции, она должна много тренироваться. Слайд 41-46.
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем сказать скороговорку про собак.
Щенок жалобно пищит,
Тащит он тяжелый щит.
Воспитатель: А сейчас каждый из вас составит рассказ описание одой из собак (рассматривание журналов про собак):
1. Кто это?
2. Как зовут собаку?
3. Какая она по размеру?
4. Какие у неё уши, лапы, шерсть?
5. Чем питается?
6. Где живёт и какую пользу приносит?
- . Заключительная часть.
Воспитатель: Сегодня мы много нового узнали о наших четвероногих друзьях. Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче будет ваша дружба с ними. Ведь не зря говорят: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Собака – это лучший друг человека
|