Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 14:32

Семья "Непоседы"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на педсовете (Хлопина Е.А.)

Формы и методы экономического мышления

Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй.

Экономическое воспитание - это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания воспитанников. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления.

Экономическое мышление – это взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни.

Выпускаясь с детского дома, у наших детей возникает много проблем с деньгами, в связи с низким уровнем экономического мышления.

Проблемы:

- не знают, что такое деньги,

- неумение тратить деньги,

- неумение распределять бюджет,

- не умеют копить,

- нет представлений о ценах,

- не умеют оплачивать квитанции ЖКХ,

- живут одним днем,

- неумение приобретать большие покупки,

- покупка ненужных вещей.

Пути решения данных проблем.

Методы и формы воспитания экономического мышления у детей дошкольного возраста:

  1. Прежде всего, дать детям знания о труде и обо всем, что с ним связано, согласно "Программе воспитания и обучения в детском саду", так как труд - ведущая категория экономической науки (например, предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями: дороже - дешевле, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера. Большое внимание уделить таким темам, как «Труд – продукт - стоимость» и «Деньги», сформировать представление о товаре, как результате и продукте человеческого труда.
  2. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами: экономика, инфляция, бюджет, цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, аванс, кредит, процент, доход, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, акция, дивиденды, банкрот, аукцион, реклама, предприятие, владелец, выгода, бартер, конкуренция, норма, продукция, ферма, ярмарка; познакомить детей с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер, бухгалтер.
  3. Знакомство детей с профессиями традиционными и новыми (например, рекламный агент, рекламодатель). Донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
  4. Вовлечения дошкольников в процесс создания атрибутов к:

- сюжетно-ролевым играм (например, «Магазин», «Кафе», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др). Создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, в естественной, приближенной к реальности обстановке, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

- настольно-печатным (например, «Найди евро», «Лото», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Бизнес», «Оптовичок», «Маленький покупатель»).

- сюжетно-дидактическим играм (например, «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки»). В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

- Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

- чтение художественной литературы (например, С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», «Дюймовочка» Г-Х Андерсена, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Лиса, Заяц и Петух» , «Хаврошечка»). Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

- экскурсии в магазин, аптеку, на почту и т.д.

Методы и формы воспитания экономического мышления у детей школьного возраста:

  1. Непосредственная, доступная им экономическая деятельность
  2. Деловые игры. Они моделируют поведение подростка в условиях рыночной экономики, активизируют его познавательную деятельность. Знание, проводимые в форме игр, вызывают неизменный интерес у воспитанников, позволяют глубже разобраться в изучаемом материале, получить практику работа в команде.
  3. Программа экономического воспитания «Стимул». Элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. Расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие.
  4. Чековые книжки в группах, виртуальные деньги с последующим приобретением на аукционе желаемого товара.
  5. Беседы «Труд-продукт-стоимость».
  6. Планирование и закупка необходимой сезонной одежды.

Планируемые результаты

1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.

4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.

В этом учебном году планируется во всех группах начать реализацию программы по социализации воспитанников и одним из главных разделов станет – Развитие экономического мышления.

Когда вы будете планировать работу по социализации, мы предлагаем вам использовать наши рекомендации, где мы обозначили направления тем, условно разделенных по возрастам.

 

 

Раздаточный материал

6-9 лет

В этом возрасте ребенку необходимо усвоить:

  • Как зарабатывают средства к существованию
  • Что такое «зарабатывать на жизнь»
  • Работа должна не только нравиться, она должна «кормить»
  • Куда идут деньги
  • Научите соизмерять желания с возможностями, мириться с не­которыми ограничениями
  • Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание
  • Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги
  • С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д.
  • Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще проводите экскурсии ребенка в магазин за покупка­ми. Это поможет ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются за труд.

 

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки.

 

 

10-14 лет

  • Познакомить учащихся с некоторыми предприятиями и учреждениями, функционирующими в городе.
  • Представить разнообразные профессии и специальности, востребованные на предприятиях и учреждениях города.
  • Развить представление о том, какие умения и навыки необходимы для квалифицированного выполнения различных работ.
  • Подчеркнуть роль образования в приобретении профессии и успешной карьере.
  • С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д.
  • Хорошо, когда дети рано узнают цену окружа­ющих их вещей. Для этого чаще проводите экскурсии ребенка в магазин за покупка­ми. Это поможет ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются за труд
  • Знать специфику взаимоотношений продавцов и покупателей.
  • Уметь разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения

 

Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки.

 

 

15-17

В этом возрасте воспитанникам необходимо иметь представление:

  • о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию
  • об органах по защите прав потребителей.
  • об условиях самостоятельного проживания в квартире, о возможных социальных ролях.

Знать/понимать:

  • место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека.
  • специфику взаимоотношений продавцов и покупателей.
  • свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.
  • элементы маркировки на товарах.
  • специфику взаимоотношений при совместном проживании.

Уметь:

  • разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения
  • защищать свои права в случае их нарушения
  • оформлять исковые заявления.
  • обоснованно использовать «семейный бюджет», при проживании в квартире социальной адаптации

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ДД1 (06.10.2014)
Просмотров: 561 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz